РУС
ENG

Годовой отчет 2016

Ростелеком:

#ВремяВозможностей

Клиенты ожидают от цифровых технологий не только большей функциональности и конкурентных преимуществ, но и упрощения процесса пользования всеми услугами, предложения действий, понятных любому человеку. Цифровые услуги и устройства не должны отвлекать от жизни, от важных для клиентов дел и занятий, никто не хочет тратить свое время на формальности и вникание в сложные процедуры, ведь время – главная ценность современного человека.

Мы ценим ваше время: создаем и объединяем в себе самые современные цифровые сервисы, которые позволяют каждому человеку проводить время с нужным ему «результатом», ощущением, настроением... увлекательно, полезно, долго – так, как ему хочется

Мы объединяем людей путем предоставления качественных и удобных цифровых сервисов для комфортной жизни и эффективного бизнеса

Мы являемся безусловным лидером на большинстве рынков своего присутствия, последовательно укрепляя свою конкурентную позицию

Наш цифровой сегмент демонстрирует уверенный рост в рамках трансформации бизнеса и перехода к модели интегрированного провайдера цифровых услуг

Мы стремимся соответствовать лучшим практикам корпоративного управления для обеспечения высокого уровня защиты прав акционеров

Мы распределяем бОльшую часть свободного денежного потока на дивиденды, обеспечивая высокую доходность акционерам

Обращение президента

В 2016 году мы укрепили лидирующие позиции «Ростелекома» в традиционном и цифровом сегментах, а также продолжили освоение перспективных для компании направлений.
В соответствии с нашей стратегией доля выручки «Ростелекома» от продажи цифровых и контентных услуг за минувший год существенно выросла и составила 44 %.

В отчетном году компания не только сохранила уверенные темпы развития в традиционных для «Ростелекома» направлениях, но и активно развивала новые перспективные сегменты. Основным драйвером роста выручки компании в 2016 году стал корпоративный сегмент, в котором продажи новых продуктов увеличились втрое, а количество клиентов ШПД на оптических тарифных планах выросло на 41 %.

Основные показатели деятельности

Бизнес-Модель:

Интегрированный поставщик цифровых услуг

Ресурсы

Производственный капитал
Интеллектуальный капитал
Социальный и репутационный капитал
Сотрудники
Финансы
Природные ресурсы

Миссия

«Ростелеком» создает больше возможностей для людей и организаций как через свои услуги, так и через реализацию проектов и инициатив, затрагивающих важные для общества сферы.

Стратегия

  • Технологическое преимущество в IP сетях

  • Дифференцированные продукты

  • Клиентский сервис на уровне лучших практик

  • Организационная и культурная трансформация

  • Повышение эффективности

Принципы:

  • Географический охват

  • Технологичность

  • Комплексность

  • Долгосрочность

Совместные предприятия:

  • Tele2

  • АО «Цифровое телевидение»

Операционная деятельность:

Результаты

Услуги и продукты
  • Денежный поток
  • Выполнение планов и KPI
Интеллектуальная собственность
  • Повышение эффективности
  • Укрепление бренда и репутации
Экспертиза и опыт
  • Знания и технологии
  • Социальный эффект
Отходы и загрязнения
  • Забота об окружающей среде

Стратегия развития:

Наша миссия дать людям качественные и удобные цифровые сервисы для комфортной жизни и эффективного бизнеса

Наша цель стать интегрированным провайдером цифровых услуг.

Видение:
Мы строим цифровую Россию
44% – доля цифровых услуг в выручке в 2016 году
60% – цель по доле цифровых услуг в выручке в 2020 году

Фиксированная связь

Фиксированная связь

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ:

  • Технологическое лидерство
  • Дифференцированные продукты
  • Лучший клиентский сервис
  • Организационная трансформация
  • Повышение эффективности

НОВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • Дата-центры
  • Облачные сервисы
  • ОТТ-видеосервисы
  • Индустриальный интернет
  • Геоданные

Фиксированная связь

Фиксированная связь

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ:

  • Технологическое лидерство
  • Дифференцированные продукты
  • Лучший клиентский сервис
  • Организационная трансформация
  • Повышение эффективности

НОВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • Дата-центры
  • Облачные сервисы
  • ОТТ-видеосервисы
  • Индустриальный интернет
  • Геоданные

Мобильная
связь

Мобильная связь (Tele2)

ЦЕЛИ:

  • Лучшая сервисная компания
  • Лучший возврат инвестиций
  • Лучший работодатель

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • Уникальное, выгодное, простое и честное предложение
  • Программы лояльности и цифровые партнерские сервисы
  • Лидерство по эффективности
  • Скорость запуска коммерческих
    проектов

Мобильная
связь

Мобильная связь (Tele2)

ЦЕЛИ:

  • Лучшая сервисная компания
  • Лучший возврат инвестиций
  • Лучший работодатель

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • Уникальное, выгодное, простое и честное предложение
  • Программы лояльности и цифровые партнерские сервисы
  • Лидерство по эффективности
  • Скорость запуска коммерческих
    проектов

КИБЕР БЕЗОПАСНОСТЬ

Как крупнейший оператор магистрального уровня компания предоставляет клиентам крайне важную услугу – мониторинг трафика и защит у от DDoS-атак. DDoS-атаки – один из самых распространенных способов блокирования работы сайтов и сервисов, которые предоставляются через интернет. Данный сервис ежегодно приходит испытание на прочность в проек тах такого масштаба, как, например, ЕГЭ или прямая линия с Президентом РФ. Центр кибербезопасности "Ростелекома" уже обслуживает 7 из 10 крупнейших российских банков, а также предприятия из других отраслей.

ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ

Компания обладает уникальными для России экспертизой и опытом, позволяющими реализовать любой сложности проекты по организации удаленного просмотра видео в режиме реального времени или в режиме архива. В 2016 году «Ростелеком» обеспечил видеонаблюдение в местах проведения ЕГЭ и на избирательных участках в ходе выборов в Государственную Думу РФ.

МЕДИА

«Цифровое телевидение» – совместное предприятие «Ростелекома» и ВГТРК – является крупнейшим игроком на рынке неэфирного ТВ по доле аудитории: среди отечественных зрителей, которые в среднем в день смотрят неэфирные каналы, около 30 % приходится на проекты компании.

ОБЛАЧНЫЕ УСЛУГИ

В то время как глобальный ИТ-рынок пребывает в стагнации, сегмент облаков продолжает развиваться высокими темпами. Стремление повысить эффективность собственного бизнеса и снизить капитальные затраты подталкивают частные компании и государственные структуры к переходу на облачные технологии. «Ростелеком» является одним из «пионеров» на российском рынке облачных сервисов. Уже несколько лет клиенты компании имеют доступ к линейке облачных сервисов SaaS, PaaS, IaaS, реализованных на базе Национальной облачной платформы.

ДАТА-ЦЕНТРЫ

«Ростелеком» занимает первое место на рынке услуг ЦОД с количеством стоек 4 130 шт. Компания предлагает своим клиентам ЦОД широкий спектр услуг как традиционных продуктов по размещению оборудования (collocation), так и современных облачных сервисов. При этом «Ростелеком» обеспечивает гарантированно высокую безопасность ЦОД на физическом и информационном уровнях.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ

Стратегическая цель «Ростелекома» на рынке индустриального интернета – стать первым российским платформенным игроком, обеспечивающим развитие рынка IIoT путем предоставления новых цифровых сервисов на базе собственной программно-технической платформы, а также создание бизнес-процессов как в рамках одной отрасли, так и в смежных отраслях. При этом целевыми отраслями «Ростелеком» выбрал энергетику, добычу нефти и газа, машиностроение и сельское хозяйство.  Одним из примеров взаимовыгодного взаимодействия в этой сфере является подписанное в 2016 году соглашение о стратегическом партнерстве между «Газпромнефтью» и «Ростелекомом» в области инновационного развития и промышленного интернета.

Инвестиционная привлекательность

Телекоммуникационная отрасль России представляет собой привлекательный сегмент экономики как для долгосрочных, так и для краткосрочных инвесторов. При этом «Ростелеком» обладает сильными конкурентными преимуществами, позволяющими обеспечивать стабильный денежный поток и демонстрировать достойные операционные результаты даже в непростых макроэкономических условиях, дополненных быстрой сменой технологий и предпочтений клиентов.

Краткосрочные факторы

  • Снижение инфляции до 5,4 %1 в 2016 году и до 4,1 % к 2019 году – уменьшение стоимости заимствований и стоимости расходов в рублях
  • Укрепление рубля на 17 % к доллару США в 2016 году – удешевление импорта, рост финансовых показателей в долларах США

Долгосрочные факторы

  • Улучшение инвестиционного климата
  • Диверсификация экономики, снижение зависимости от цен на сырье – рост потребности в высокотехнологичных продуктах и услугах
  • Цифровизация экономики: акцент государства на развитии цифровых продуктов и услуг
  • Рост населения до 150 млн человек к 2030 году – увеличение клиентской базы

Краткосрочные факторы

  • Низкая чувствительность к ухудшению рыночной конъюнктуры – стабильная выручка
  • Низкая стоимость услуг связи в общих расходах – устойчивое положение на рынке
  • Возможности получить экспертизу и хорошие активы через приобретения
  • Рост проникновения – увеличение абонентской базы

Долгосрочные факторы

  • Четвертая промышленная революция, IIoT и 5G – рост объемов рынка
  • Изменение структуры спроса в пользу цифровых продуктов и VAS услуг – возможность для наращивания выручки и увели- чения ARPU

Краткосрочные факторы

  • Лидирующие позиции в сегментах ШПД (38% доля рынка) и IPTV (69% доля рынка) + CAPEX в размере 61,9 млрд рублей в 2016 году – технологическое преимущество
  • Более 32 млн домохозяйств пройдено оптикой – лидирующие позиции в сегменте B2C
  • FCF – 13,3 млрд рублей, чистая прибыль – 12,2 млрд рублей – сильные финансовые результаты, позволяющие реализовывать стратегию развития
  • Прогрессивная дивидендная политика: не менее 75 % от FCF, но не менее 45 млрд рублей за 2015 - 2017 годы
  • Опционная программа – мотивация сотрудников на обеспечение роста стоимости компании

Долгосрочные факторы

  • Присутствие на перспективных рынках – возможность опережающего развития дифференцированных продуктов
  • Лояльная клиентская база и фокус компании на повышении уровня клиентского сервиса – рост удовлетворенности обслуживанием
  • Организационная трансформация – рост вовлеченности и рост выручки на сотрудника
  • Фокус на повышение эффективности – сокращение затрат
  • Портфель недвижимости – доходы от продажи и снижение операционных расходов на содержание
  • Венчурный фонд – инвестиции в start-ups
  • Стратегические инвестиции в совместные предприятия с Tele2 Россия и ВГТРК – создание конвергентных продуктов
  • R&D – создание уникального технологического конкурентного преимущества
  • Заказчик в лице государства – реализация проектов федерального масштаба

Скачать годовой отчет

Отчет полностью [10.2 MB]